Для Вас, родители!

Роль семьи по созданию ситуации успеха в самореализации ребенка с ОВЗ
   Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения», «детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья».
   Современная школа предусматривает создание специальных условий обучения и
воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с
ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает «цензовое образование сопоставимое по уровню его «академического» компонента с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде, и в те же календарные сроки». Каждый ребенок может научиться всему. Конечно, для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя, и со стороны родителей.
   В настоящее время серьезной проблемой является отсутствие у родителей знаний о
способах коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих те или иные проблемы в развитии. Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. Большинство таких семей без помощи специалистов не могут выполнять своих функций как базовой структуры, обеспечивающей максимально благоприятные условия для оптимального развития и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя формирующуюся
личность. Такая внутренняя атмосфера возникает в результате следующих причин:
  • высокого уровня травматизмами членов семей вследствие рождения ребенка с ОВЗ;
  • отсутствия как мотивов к оказанию помощи проблемному ребенку, так и элементарных психолого-педагогических знаний у родителей;
  • непринятия особенностей ребенка, что может быть обусловлено разными причинами.
   В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом искажаются.
Причины связаны:
  • с психологическими особенностями больного ребенка;
  • с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом;
  • с физической нагрузкой;
  • материальными затратами;
  • отношением социума к больным детям и их семьям.
   Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение
можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.
   Семейное окружение оказывает непосредственное влияние на выработку навыков
социально рационального поведения у детей с нарушением развития. Домашнее окружение во многом определяет индивидуальное поведение ребенка во многих сферах деятельности. Работа педагогов и специалистов службы сопровождения по организации работы с детьми ОВЗ и их родителями не даст полноценных результатов, если не будут созданы все условия для привлечения родителей к участию в коррекционно педагогический процесс. Успешный результат работы будет зависеть и от правильно построенных отношений между педагогом и родителями. Именно родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса.

   Крайне часты ошибки родителей в плане воспитания ребенка с отклонениями в развитии, вытекающие из снижения требований, закрепления за ним положения «больного». Однако наблюдения показывают, что если снижение требований в плане умственного развития ребенка, его обучаемости оправданно, то оно должно быть минимальным в плане повседневных требований и для действий, имеющих воспитательное значение. Ребенку, отстающему в развитии, в равной степени, как и полноценному, должны вовремя прививаться навыки опрятности, самообслуживания, а в дальнейшем и посильный труд в семье, забота о ближних. В подавляющем
большинстве случаев наблюдается обратная картина. Родители начинают преждевременно обучать ребенка чтению, письму, счету, организуют дополнительные занятия со специалистами, стремятся дать ребенку такое количество информации, которое он не может охватить. Все стремления родителей направлены на проблемы обучения и устройства детей в школу. Поэтому порой приходится видеть ребенка без элементарных навыков самообслуживания, но знающего буквы. Родители излишне опекают этих детей, стремятся устранить даже мельчайшие трудности в их повседневной жизни, ни на шаг не отпускают от себя. В семье это создает напряженную атмосферу, конфликтные ситуации между родителями и другими детьми.
   Реализуя процесс воспитания ребенка с ОВЗ в семье, родителям желательно строить его на основе следующих принципов:
  • Принцип безусловного принятия. Что он означает? Безусловно, принимать ребенка —значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь… (лениться, драться, грубить), не начнешь… (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».
Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.
  • Принцип «оба правы» при разрешении спорных вопросов, т.е. способность говорить с
ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника.
   Часто родители спрашивают: «Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?» Ответ. Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом. Например, можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом, или можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными» они не были. Помните: недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.
   В настоящее время в России популярной стала книга психолога Ю.Б. Гиппенрейтер
«Общаться с ребенком. Как?». Книга построена в форме уроков, в которых автор объясняет основные принципы взаимодействия с ребенком, в каждом уроке представлены примеры и практические упражнения. Рекомендую вам, уважаемые родители, познакомиться с этой книгой, которую вы можете использовать для самостоятельного развития.
Информацию подготовила педагог-психолог ГБУ ЦППМСП м.р.Борский Плугина И.Ю.по
материалам: Левченко И.Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии (Методическое пособие); Семаго М.М. Право на судьбу. Консультирование семьи «проблемного» ребенка, 2003.; Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».