Советы родителям
Советы родителям, как общаться с детьми с ОВЗ
Дети с ОВЗ нередко испытывают трудности в обучении, общении, а также эмоциональные проблемы. Настроение у этих детей очень переменчиво и непредсказуемо. Общение с ними – это нелегкий и самоотверженный труд. Нет простого решения, как общаться с таким ребенком. И в конечном счете эффективность любого взаимодействия зависит от знания, желания, терпения и
любви родителей. Для того чтобы нормализовать обстановку в семье ребенка с ОВЗ, его взаимоотношение с родителями, найти оптимальные способы управления деструктивным поведением ребенка, предлагаю несколько полезных советов родителям.
1 Помните, что дети с ОВЗ нуждаются в систематизации их деятельности. Она очень
хаотична и это им мешает. Поэтому, когда ребенок теряется, что надо сделать, ему может помочь список дел, который нужно составить вместе с ним или же самим родителям. Если ребенок не умеет читать, то это могут быть картинки.
2 Составьте правила поведения. Запишите или нарисуйте их и повесьте на видном месте. Зрительный ориентир поможет ребенку выбрать то, чего от него ожидают.
3 Повторяйте указания. Четко проговаривайте их на понятном для ребенка языке. Детям с ОВЗ нужно слышать одно и то же указание более одного раза.
4 Поддерживайте постоянный визуальный контакт. Говоря что-то ребенку, смотрите ему в глаза. Успокоить ребенка, когда он возбужден и не слышит обращенную к нему речь, можно, взяв его за руки и посмотрев ему в глаза. Так вы можете одним взглядом вернуть ребенка к реальности. Делайте это чаще.
5 Установите границы дозволенного. Это не наказание. Границы сдерживают и
успокаивают. Делайте это последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в сложные дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и споры только еще больше возбуждают ребенка. Говорить о том, что такое хорошо и что такое плохо, необходимо тогда, когда ребенок спокоен.
6 Планируйте режим дня ребенка. Составьте накануне вечером список дел на завтра.
Повесьте его на видном месте: на холодильнике, на двери в комнату ребенка, на зеркале в ванной. Часто обращайтесь к этому списку. Любые изменения в списке дел обязательно проговорите заранее. Таким детям трудно принять резкие или неожиданные перемены, это их пугает. Помогите детям составить их собственный распорядок дня после школы.
7 Будьте эмоционально близки с ребенком. Эта связь поможет детям сделать правильный выбор, позволит им оценить, чего от них ожидают. Отмечайте любые положительные поступки, даже самые малые.
8 Разбивайте длинные задания на более короткие. Это один из важнейших методов обучения и воспитания детей с ОВЗ. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством: «Я никогда не смогу это сделать». Когда задание разбито на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить её. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание. Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Разбивая задание на мелкие части, вы позволяете ребенку доказать это самому себе.
9 Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно. Эти дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная реакция. Похвала никогда не будет излишней; дети нуждаются в ней, как в лекарстве. Им нравится, когда их поощряют. Они жаждут похвалы и «растут» от нее. Без нее они «вянут» и «сохнут».
10 При объяснении чего-либо используйте наглядный материал. Поскольку для большинства детей с ОВЗ наглядный метод лучше звукового, вы можете одновременно записать то, что вы говорите или собираетесь сказать. Такой вид систематизации может весьма помочь усвоить новый материал.
11 Упрощайте свои просьбы. Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребенок вас поймет. В общении с ребенком используйте образную речь. Образная речь помогает сохранить внимание.
12 Ясно объясняйте ребенку, чего вы от него ждете. В общении с ребенком фиксируйтесь больше на позитивных моделях поведения, нежели на негативном поведении ребенка. Это наиболее эффективно. В своей речи старайтесь не использовать частицу НЕ.
13 Помогайте ребенку преодолевать трудности в социальной сфере, учите его общению и коммуникации. Многие дети с ОВЗ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Это умение не всегда приходит само по себе ко всем детям, но его можно воспитать. У детей с ОВЗ есть трудности в понимании вербального языка общения, языка жестов и мимики, пантомимики собеседника во время общения, в понимании выражения его лица, голоса, взгляда. Поэтому на это особенно надо обращать внимание, проигрывая различные ситуации вместе с ребенком.
14 Возложите на ребенка ответственность, когда это можно сделать. Давайте детям
возможность придумать самим, как помнить о том, что надо сделать. Учите их, чтобы они сами просили о помощи, когда в ней нуждаются.
15 Увеличьте тактильный контакт с ребенком. Больше хвалите, гладьте, одобряйте,
поощряйте, лелейте.
Педагог-психолог ГБУ ЦППМСП м.р.Борский Плугина И.Ю.
За основу взяты мотериалы из книги Юлии Борисовны Гиппенрейтер
«Общаться с ребенком.Как?»