ПРОФМИНИМУМ
План профориентационной работы школы на 2022-2025 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Россия- мои горизонты» 6-11 классы
С 1 сентября 2023 года во всех ОО с 6 класса вводится единая модель профориентационной деятельности.
Министерством просвещения Российской Федерации разработана Единая модель профориентации (продолжается создание единого образовательного пространства Российской школы). В ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Профминимум включает три уровня на выбор образовательной организации:
базовый (не менее 40 часов в учебный год),
основной (не менее 60 часов в учебный год),
продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).
Каждый уровень профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:
профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские), ориентированные на востребованные профессии на рынке труда;
урочная деятельность, которая включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам (физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;
внеурочная деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);
воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по профессиональному мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий);
дополнительное образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных потребностей);
профобучение (обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов);
взаимодействие с родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с представителями разных профессий).
Один из ключевых профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее» (обучающиеся проходят региональные профориентационные пробы).
Рекомендации по введению Профориентационного минимума можно найти в Письме Минпросвещения от 1 июня 2023 года N АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации»
Цели и задачи Профориентационного минимума
Цель – выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.
Задачи:
- Развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной деятельности в образовательных организациях;
- Разработка научно-обоснованного содержательного наполнения профориентационной работы, с учетом разных возможностей образовательных организаций;
- Систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
- Подготовка программ повышения квалификации для специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность в образовательных организациях;
- Включение в профориентационную работу профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, компаний — работодателей, центров занятости населения, родительского сообщества;
- Включение в профориентационную работу программу, предусматривающую поддержку обучающихся “группы риска”: обучающихся с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства.
Целевая аудитория – обучающиеся 6–11 классов общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, родители и педагоги, представители среднего профессионального и высшего образования, работодатели региона.
Содержание предполагает спецификацию по шести возрастным группам: возрастные группы соответствуют каждому из классов с 6 по 11. Все виды активности (видеоконтент, статьи с описанием профессий, в том числе профессий будущего6, тематические онлайн- уроки, методы диагностики, мероприятия в рамках партнерского формата с работодателями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, профессиональные пробы на базе Платформы и на базе Площадки, статьи и семейные тесты для родителей) разрабатываются с учетом возрастных особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.
Отдельная спецификация – для групп с ОВЗ с разными нозологиями по возрастам.
Профориентационный минимум предлагает на выбор руководству образовательной организации один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в школе:
- Базовый уровень (Рекомендованная учебная нагрузка – не менее 40 часов в год);
- Основной уровень (не менее 60 часов);
- Продвинутый уровень (не менее 80 часов).
Образовательная организация самостоятельно выбирает уровень реализации программ Профориентационного минимума в зависимости от своих приоритетов развития и возможностей. Контент для наполнения каждого из уровней предусмотрен Проектом профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее»
Профориентационную работу рекомендовано реализовывать в следующих форматах:
УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Включает: профориентационое содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла (физика, химия, математика и т.д.), где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности. Не предполагает проведение дополнительных уроков, проводится в рамках учебного плана. Рекомендуются для использования разработки в рамках КИК – «Конструктор будущего»7 или другие программы. Профориентационно значимые уроки в рамках учебного предмета «Технология» (в части изучения отрасле экономики и создания материальных проектов, в том числе на базе учебно- производственных комплексов).
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Включает: профориентационную онлайн-диагностику (диагностику склонностей, ддиагностику готовности к профессиональному самоопределению); профориентационные уроки; проектную деятельность; профориентационные программы; классные часы (в т.ч. демонстрация выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий»), беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловы игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.
Используемые материалы:
- Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее», разработанная Фондом гуманитарных проектов;
- Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профориентация», разработанная ИСРО РАО;
- Онлайн-уроки «Шоу профессий»
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Включает:
- Экскурсии на производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО, посещение профориентационной выставки «Лаборатория будущего» и других, посещение профессиональных проб, выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в образовательных организациях СПО и ВО, открытых уроков технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий и др.
- Конкурсы профориентационной направленности (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия – страна возможностей», чемпионатов «Абилимпикс», «Профессионалы» и др.)
Может быть реализована через включение во внеурочную деятельность и является инвариативным модулем воспитательной работы образовательной организации.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Выбор и обучение по программам профессионального обучения.
Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
Профессиональное обучение реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
В рамках взаимодействия с родителями (законными представителями) проводится информационное сопровождение родителей обучающихся, проведение тематических родительских собраний, тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров, в том числе о процессе профессионального самоопределения ребенка, а также участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий.
ПРОФИЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
Включает в себя все описанные выше форматы работы и является комплексом мероприятий из шести форм.
Предусматривает заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями высшего образования, компаниями работодателями.
Образовательная организация самостоятельно выбирает под запрос экономики профильность обучения в классе. Это могут быть: инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские и другие классы.
28 ноября 2024 г
1 декабря в России впервые будет отмечаться День математика! В честь этого события сегодня, 28 ноября, прошло новое занятие из курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», посвященное Дню математика.
Ребята узнали, для чего и как может пригодиться математика в повседневной жизни, как она связана с развитием нашего общества, какие профессии требуют умения работать с числами.
А так же обучающиеся приняли участие в захватывающей игре «Математика в профессиях», где проверили свои знания и узнали много полезного.
#профминимум#билетвбудущее#Россиямоигоризонты
#ГБОУСОШсБогдановка
10 октября 2024 г
Сегодня в ГБОУ СОШ с. Богдановка на базе центра «Точка роста» состоялось очередное занятие курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты». Тема занятия – «Практико-ориентированное занятие».
На уроке ребята обсудили формулу выбора профессии, которая поможет ученикам определиться с будущей специальностью. Эта формула представляет собой практичный инструмент, позволяющий определить наиболее подходящую для них специальность.
Использование формулы выбора профессии способствует пониманию интересов и целей, а также анализу перспективных профессий на рынке труда. Во время профориентационных занятий ученики познакомились с различными отраслями и новыми специальностями.
Понимание множества вариантов позволяет выбрать ту профессию, которая наилучшим образом соответствует интересам и целям учеников. Однако среди такого разнообразия можно легко запутаться. Формула выбора профессии поможет избежать этой проблемы.
#профминимум#билетвбудущее#Россиямоигоризонты#ТочкаРоста
16 апреля 2024 г
Сегодня в рамках Дня открытых дверей ученики 9 класса ГБОУ СОШ с.Богдановка посетили Нефтегорский государственный техникум. Преподаватели познакомили ребят со специальностями, которым обучают на базе 9 класса в учебном заведении, это: дошкольное образование, преподавание в начальной школе, садово-парковое и ландшафтное строительство, строительство и эксплуатация зданий и сооружений; профессии на базе 9 класса: сварщик, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Ребята посетили учебные кабинеты и мастерские, где им показали мастер-классы по лабораторному анализу, по малярным и декоративным работам, по ландшафтному строительству, сварочным работам. Посещение мастер-классов стало для школьников интересным и полезным опытом, который поможет ребятам определиться с выбором будущей профессии.
#Профминимум#ДеньОткрытыхДверей
#Профориентация
21 марта 2024 г
Сегодня обучающиеся 6-11 классов на еженедельном внеурочном занятии » Россия -мои горизонты» узнали, сколько интересного и полезного появилось в сфере образования за последние годы. Ребята побывали на выставке-форум «Россия». Просмотрели ролик, который рассказал им о том, какой была сфера образования в относительно недалёком прошлом, и какой мы видим её сегодня. Активно приняли участие в игре «Будущее или реальность», где им нужно было определить, какие факты уже реальны, а какие ещё в планах на будущее.
В рамках родительского собрания родители тоже смогли, в очередной раз, оценить полезность и важность данного курса для профессионального самоопределения своих детей, ведь с каждым годом всё острее общество осознаёт потребность в правильном и осознанном выборе профессии выпускниками.Это является залогом формирования успешного будущего юного гражданина страны!
#Профминимум#РоссияМоиГоризонты
#РодительскоеСобрание
21 марта в рамках внеурочной деятельности Россия мои горизонты в 9, 11 классах прошло занятие на тему «Россия умная».
На занятии ребята познакомились с историей образования в России, узнали какое образование есть в нашей стране. Ребятам были представлены новые профессии в образовании и перспективы развития образования в России.
#НавигаторыДетства#НавигаторыДетства63#Росдетцентр
#Профминимум#РоссияМоиГоризонты
25 января 2024 г
Сегодня на занятии РОССИЯ — МОИ ГОРИЗОНТЫ, учащиеся11 кл познакомились с медицинской отраслью, с профессиями и разными направлениями медицины. Выпускники узнали о специалистах , отвечающих за здоровье нации, о развитии медицины, о её новых возможностях и перспективах. Школьники посетили видео экскурсию по павильону Медицина с выставки «Россия»
#РоссияМоиГоризонты#Профминимум